ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУРАДЫМОВОЙ Р. Р. МДОУ «Детский сад №144» г. Саратов

Мастер - класс для педагогов «Использование мнемотехники в режимных моментах при стимуляции речи детей младшего дошкольного возраста»

 Цель:

- ознакомление педагоговс методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников,обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведениеинформации.

Задачи:

- дать понятиемнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципамитехнологии, этапами работы;

- дать рекомендациипедагогам по использованию мнемотаблиц для развития речи дошкольников.

Практическая значимость:

Данное мероприятие можетбыть интересно педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

- получение педагогамипредставления о мнемотехнике;

- внедрение вобразовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речидетей-дошкольников.

Форма проведения:

Мастер-класс дляпедагогов

Содержание:

Здравствуйте, уважаемыеколлеги! Тема моего мастер – класса «Использование мнемотехники в режимныхмоментах при стимуляции речи детей младшего дошкольного возраста». Сегодня мнехотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практическиопробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работес детьми. Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этотпроцесс, я использую приём мнемотехники.

Что такое мнемотехника
Мнемотехника – это техника развитияпамяти. Слово происходит от греческого «mnemonikon» - искусствозапоминания. Мнемотехника представляет собой совокупность правил и приёмов,облегчающих запоминание сохранение и воспроизведение информации.

С помощьюмнемотехники можно  решать следующие задачи:

Развивать связную речь .
Развивать у детей умение с помощью графической аналогии понимать и рассказыватьзнакомые сказки, стихи.

Обучать детей правильномузвукопроизношению.
Развивать у детей сообразительность, умение сравнивать, выделять существенныепризнаки..
Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

Суть мнемотехники заключается вследующем : на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, такимобразом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы - рисункиребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразнымзрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать :связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Знакомитьребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровойформе. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потоммнемотаблицы.

 Изображение, которое нарисованов  мнемоквадрате,  обозначаетлибо одно слово, либо простое предложение.

Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждомквадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним ужесоставляются истории.

Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками.  Суть таблиц такаяже, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнитьбольший объем информации.

Но весь объем информации,который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как призапоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.

Поэтому,когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этойкартинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает этувзаимосвязь,  и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает поодному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы. 

Какая польза от мнемотаблиц для детей.

Положительных развивающихмоментов для детей от такой методики, очень много.

1.      Применяя эту технику в жизни, ребенок:                                                                

2.      Развиваетпамять

3.      Воображение

4.      Интеллект

5.      Развиваетобразное мышление

6.      Внимательность

7.      Фантазию

8.      Учитсявыстраивать логические цепочки

9.      Развиваетречь и увеличивает словарный запас

§  Ребеноксможет с легкостью запоминать информацию

Мнемотехника включает в работуоба полушария головного мозга. Левое, которое отвечает за логическое мышление иразвитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.

С какого возраста можно заниматьсямнемотехникой.

Начинать знакомство смнемотехникой можно с 3 лет, познакомить  ребенка с мнемоквадратом.

В возрасте 4-7лет интересноработать уже с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью, дети легкозапоминаются стихи и спокойно составляют рассказы- описания по картинкам.

Что нужно для занятий.

Для работы с мнемотаблицами,нужны только сами мнемотаблицы.

То есть используются наглядныепособия – таблицы, где каждое изображение имеет смысл. Таблицы можно создаватьна разные темы, и выглядеть они могут по- разному.

Можно составить таблицу, простозарисовав карандашами  ассоциативные образы, можно использовать яркиекартинки. Таблицу можно составить самостоятельно, а можно воспользоватьсяготовой (готовые таблицы можно выбрать в конце статьи тут).

Для детей от 3 до 5 лет важночтобы мнемотаблицы были цветные, потому что они быстрей запоминают цветныеобразы: апельсин – оранжевый,  помидор – красный, трава – зеленая, и т.п.

Детям старше можно давать черно – белые таблицы.

Этапы создания мнемотаблици самостоятельно.

1)Читаем рассказ или стих,выделяем важные моменты.

2) Берем лист бумаги ирасчерчиваем его на равные квадраты.

3)В каждом квадрате рисуемкартинку, которая, по вашему мнению, ассоциируется со словами этого квадрата.

4) Подписываем каждый квадрат,словами, которые стоит запомнить.

Например, нам нужно создатьмнемотаблицу для стиха

Наподносе у Фроси
Ананас и  абрикосы

Как видите изображение этой таблицы: поднос, девочка (Фрося), одинананас, и много абрикос.

 

Как заниматься по таблицам

Алгоритмдля того, чтобы выучить стих:

1.      Выразительно прочитать стих

2.      Прочитать стих еще раз,показывая изображение в мнемотаблице.

3.      Уточнить все ли слова знакомымалышу. Если что — то не понятно, или не знакомо, стоит объяснить впростой и доступной форме.

4.      Далее надо прочитать по строчкес опорой на мнемотаблицу, а ребенок должен повторить, смотря на таблицу.

5.      И последнее, ребенок «читает»мнемотаблицу сам. То есть воспроизводит то, что запомнил.

Это примерный план работы с таблицами, каждый ребенок индивидуален. Кому-тодостаточно один раз прочитать и показать пальчиком на картинки, и он всезапомнил. А кому-то стоит читать много раз для запоминания. В каких — тослучаях вы можете предложить малышу раскрасить мнемотаблицу, и в процессепрочитывать текст.

Нов любом случае, запоминание происходит легче, если ситуации изображены накартинках.

Готовые Мнемотаблицы

Сегоднямне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практическиопробовать некоторые методические приёмы, которые я использую в речевой работес детьми.

Дошкольное образовательноеучреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образования,где происходит формирование речи подрастающего поколения. Дошкольныйвозраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивойречи, что является важным условием развития ребёнка. Чтобы помочь детям вовладении грамотной речью и облегчить этот процесс, я использую приёммнемотехники.

Мнемотехника - это совокупностьправил и приемов, облегчающих процесс

запоминания информации.

Вспомните знакомую всем с детствамнемотехнику (просто тогда мы не знали, что это так называется) для запоминанияцветов радуги – Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Для запоминания падежей русского языка -Иван   Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку» —  (именительный, родительный, дательный, винительный,творительный, предложный).

В геометрии — Биссектриса — этокрыса (бегает по углам и делит их пополам).

Основной “секрет”мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связьнескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет),дошкольник вспоминает и все остальные образы! Нужно только научитьсяпредставлять образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь“секрет”!

Практическая часть:

-А сейчас уважаемые воспитатели я предлагаю вам составить мнемотаблицу порассказу

«Зима»

Зима- это белый снег, холодно. Люди одеваются теплей, шапки, шубы, шарфы, перчатки.Дети катаются на санках, с горки, на лыжах и коньках, играют в  снежки,лепят снеговика. Любимый праздник —  Новый год, наряжаем елку,подарки от Деда Мороза.

Для этого перед вами листы бумаги икарандаши. Рисуем схематично. Что можно нарисовать к этой строчке? Следующаястрока и т.д. Наш рассказ «нарисован» ,мнемотаблица  готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы,прочтите рассказ без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любойрассказ  от простого до сложного.Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запоминается впамяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Итак, перед вами, уважаемые коллеги,мнемотаблицы. Попробуем нарисовать схемы к ним.

(Воспитателям раздаются готовыемнемотаблицы ,  рисуют схемы).

Рефлексия:

(Педагоги отвечают).

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психическиепроцессы;

- развивает умение перекодироватьинформацию;

- устанавливаетпричинно-следственные связи;

- помогает делать выводы исхематизировать материал.

  В заключениемастер-класса я предлагаю вам продолжить фразы :

- Сегодня я узнала...

- Было интересно...

- Было трудно, но...

- Я поняла, что...

- Теперь я могу...

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми !

 

29 апреля 2021 в 22:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.