ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ВОСПИТАТЕЛЯ МУРАДЫМОВОЙ Р. Р. МДОУ «Детский сад №144» г. Саратов

Методические рекомендации по использованию мнемотехник в развитии монологической речи дошкольников

В младшем дошкольном возрасте мнемотаблицы даются в готовом варианте, т. к. у детей недостаточно развиты технические навыки рисования, но в старшем дошкольном возрасте взрослый даёт план-схему только на начальном этапе- по мере обучения дети активно включаются в процесс создания своей схемы.

    Таким образом, используя при мы мнемотехники, дети учатся:

1. Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять

четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

2. Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

3. Применение при мов мнемотехники оказывает положительное влияние

на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

    Отсюда следует что, ребенок (под руководством взрослых) после анализа нового

материала и графического обозначения, учится самостоятельности, усидчивости,

зрительно воспринимать план своих действий. У него повышается чувство

заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности всей работы.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, как продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов. Например:

– цвет – дети рисуют цветовые пятна;

– форма – называют, какую форму имеет сам предмет или его части;

– величина – рисуют два предмета контрастной величины;

– человек – для чего объект нужен человеку, каким образом человек о нем заботится (если это живое существо или растение), или как человек использует его (если это неодушевленный предмет);

– контур из деталей предмета – обозначаются детали предмета, ребенок должен назвать, из каких деталей состоит предмет;

– рука – какие действия совершают с этим предметом, что можно приготовить, например: из яблок можно сварить яблочный компот, варенье, испечь яблочный пирог;

– знак вопроса – название предмета или объекта;

– восклицательный знак – эмоции и чувства, которые вызывает этот предмет.

Этапы работы с мнемотаблицей для составления описательного рассказа:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Беседа по содержанию условных обозначений, каждому пункту плана.

3. Составление описательного рассказа по мнемотаблице взрослым.

4. Составление описательного рассказа по мнемотаблице ребенком.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особенно эффективен для ребят дошкольного возраста, так как у дошкольников преобладает наглядно-образная память, запоминание носит в основном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала взрослый подбирает стихотворение и опорные картинки к нему (желательно на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. При чтении стихотворения картинки выставляются на доску. Затем, после чтения стихотворения взрослым, дети воспроизводят это стихотворение по опорным картинкам.

При заучивании стихотворений на более поздних этапах работа ведется в следующей последовательности: сначала взрослый подбирает стихотворение, кодирует его при помощи символов, выразительно прочитывает его детям и по ходу чтения схематически изображает текст с помощью рисунков. Затем текст воспроизводится с опорой на рисунки взрослого вместе с детьми, потом ребята читают стихотворение хором, группами, по одному, по желанию. Таблица-рисунок висит на видном месте в групповой комнате в течение дня, чтобы дети могли по желанию рассказывать текст друг другу.

Этапы работы с мнемотаблицей для заучивания стихотворения:

1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

2. Взрослый выразительно читает стихотворение.

3. Взрослый сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

4. Взрослый задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.

5. Взрослый читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы для пересказа

На начальных этапах обучения пересказу можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, затем иллюстрации следует заменить условными схемами, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дошкольники.

Этапы работы с мнемотаблицей для пересказа текста:

1. Взрослый объясняет ребенку смысл трудных слов. Ребенок повторяет их.

2. Чтение текста взрослым с демонстрацией сюжетной картины.

3. Беседа по содержанию текста.

4. Повторное чтение текста взрослым с установкой на пересказ с опорой на мнемотаблицу.

5. Пересказ рассказа ребенком с опорой на мнемотаблицу.

Мнемотаблицы на слова

Детям предлагается мнемотаблица на определенное слово по лексической теме. Этот прием служит не только для расширения ассоциативного словаря, развития логического мышления и памяти дошкольников, но и способствует развитию связной речи, так как детям необходимо объяснить, почему тот или иной предмет нарисован в данной клеточке, развитию мелкой моторики, потому что следует быстро схематически изобразить его. На начальных этапах работы взрослый вместе с детьми заполняет таблицу (взрослый на доске, ребята у себя в тетрадях), на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. Когда это задание освоено, можно предложить дошкольникам составить мнемотаблицу на одно из слов по лексической теме самостоятельно.

Этапы работы с мнемотаблицей на слово:

1. Рассматривание мнемотаблицы.

2. Перекодирование информации.

3. Воспроизведение таблицы по памяти.

Мнемодорожки для составления предложений

Особенностью мнемодорожки является то, что на каждое слово предложения подбирается картинка. Ребенок, отвечая на вопрос взрослого с помощью мнемодорожки, учится использовать правильный порядок слов в предложении, грамматически правильно оформлять его, а также отвечать на вопрос полным предложением.

 

30 апреля 2021 в 09:28

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.